Перейти до основного вмісту

Наращивание ресниц: красота или проблема?

Наращивание ресниц: красота или проблема?

В работе представлены исследование особенностей офтальмологического статуса условно здоровых пациенток после наращивания ресниц (60 женщин в возрасте от 20 до 38 лет) и разработка алгоритма коррекции выявленных нарушений. Длительность ношения наращенных ресниц составила от 6 мес. до 4 лет, в среднем 1,4 года. Выявлено, что для пациенток с длительным и частым использованием наращенных ресниц характерны жалобы, присущие синдрому сухого глаза и/или дисфункции мейбомиевых желез; наличие структурных и воспалительных изменений век, включая высокий процент развития заднего краевого блефарита (28,3 %); нарушения слезопродукции с превалированием повышенной испаряемости слезной пленки вследствие дефицита ее липидного компонента (95 %). Использование предложенного алгоритма ведения таких пациенток, который включал применение трехмесячного курса ежедневной гигиены век с препаратами Теагель® (2 раза в день в течение 1 мес., затем 1 раз в день на ночь) и Теалоз® Дуо (2 раза в день в течение 1 мес., затем по потребности), позволило уменьшить количество жалоб (в среднем на 70 %), повысить субъективную комфортность (8,0 ± 0,6; p < 0,05), улучшить состояние век со значительным уменьшением их толщины и отечности в 46,6 % случаев, увеличить показатели тестов Ширмера и Ширмера II (прирост составил в среднем 5,5 мм на тесте Ширмера и 4,6 мм на тесте Ширмера II (p < 0,05)) и показатель времени разрыва слезной пленки (в среднем на 10,8 с; p < 0,05).

В последнее время все большее распространение получает косметическая процедура наращивания ресниц (НР), во время которой при помощи специального клея к собственным ресницам крепятся искусственные из синтетических волокон. Данная процедура появилась в начале XX столетия в Голливуде и стала популярной во всем мире. К сожалению, в большинстве случаев она проводится специалистами, не имеющими медицинского образования, без учета имеющихся противопоказаний, что нередко может приводить к возникновению осложнений со стороны органа зрения.

В 2016–2017 гг. нами было пролечено 27 женщин после процедуры НР, которая сопровождалась осложнениями. Возраст пациенток — 19–41 год, в среднем 26 ± 3 года. Поводом для обращения стали: поверх–ностный кератит (10 пациенток, 37,04 % случаев); аллергический кератоконъюнктивит (8 женщин, 29,63 % обращений); краевой кератит (5 пациенток, 18,52 % случаев); ожог роговицы (2; 7,41 %); язва роговицы и кератит с гипопионом — по 1 случаю (3,70 %) (рис. 1).

Лечебные мероприятия включали: удаление наращенных ресниц; тщательную гигиену век 2 раза в день (Блефаклин® — при преобладании инфекционно-воспалительного компонента, Теагель® — при аллергическом и воспалительном характере поражений); антибактериальное, десенсибилизирующее, дезинтоксикационное, противовоспалительное лечение, кератопротекторы. Исход — выздоровление.

Осложнения после НР заставили нас обратить внимание на офтальмологический статус здоровых па–циенток, которые часто используют данную процедуру, и провести его анализ.

Цель исследования: изучение особенностей офтальмологического статуса условно здоровых пациенток после наращивания ресниц и разработка алгоритма коррекции выявленных нарушений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследование включены 60 женщин в возрасте от 20 до 38 лет, у которых плановое НР проведено не более месяца назад и которые пришли к офтальмологу на профосмотр. Длительность ношения наращенных ресниц — от 6 мес. до 4 лет, в среднем 1,4 года. Офтальмологическое обследование включало: сбор анамнеза; биомикроскопию переднего отдела глаза с исследованием края век и проведением компрессионной пробы; определение стабильности слезной пленки (проба Норна); величины суммарной (тест Ширмера) и базальной слезопродукции (тест Ширмера II — Джонса); оценку субъективной комфортности по визуальной аналоговой шкале (ВАШ) от 1 до 10 баллов. Полученные результаты статистически обрабатывались с использованием программы Microsoft Excel 2010, статистического программного обеспечения SPSS.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Из анамнеза у большинства пациенток (98,3 %) выявлены кратковременные либо длительно существующие симптомы сухости глаз, ощущение жжения, раздражения, чувство инородного тела, покраснения глаз и «тяжести век», зуд, слезотечение на ветру. Степень выраженности жалоб прямо коррелировала с длительностью ношения наращенных ресниц и частотой проведения данной процедуры (чаще 1 раза в месяц) (r = 0,91; p < 0,05), а также со степенью выраженности изменений век и мейбомиевых желез (r = 0,93; p < 0,05). В связи с тем, что нами отбирались «бессимптомные» пациентки с НР из группы профосмотров либо пришедшие с иной патологией глаза, острых токсико-аллергических реакций у них не было выявлено. При осмотре края век у всех пациенток отмечалось диффузное утолщение и отечность век разной степени выраженности, у 46,6 % — «сглаживание» ребра века с наличием отделяемого либо чешуек. У 38,3 % пациенток — гиперемия и васкуляризация век, у 30 % — видимая закупорка устья мейбомиевых желез, у 28,3 % (17 пациенток) — выраженная гиперемия, утолщение, воспаление заднего края века со значительными телеангиоэктазиями. Показатели компрессионной пробы, тестов на слезопродукцию и стабильность слезной пленки представлены в табл. 1.

Учитывая показатели проб, диагностировали дисфункцию мейбомиевых желез (ДМЖ) у 95 % женщин, а синдром сухого глаза (ССГ) 1–2-й степени — у 60 женщин (100 %). 28,3 % обследованных был поставлен диагноз «задний блефарит». Полученные данные в несколько раз превышают как среднюю распространенность этой патологии в популяции, так и ее долю при рутинном офтальмологическом приеме [2, 3]. По данным литературы, патология век и ДМЖ разной степени выраженности могут наблюдаться среди 40 % лиц моложе 30 лет, а блефариты составляют 10 % амбулаторного приема офтальмолога [1]. При оценке субъективной комфортности по визуальной аналоговой шкале средний балл у обследованных был 5,0 ± 0,6 из 10 возможных, что говорит о низком комфорте. Закономерно, что самые низкие баллы были у женщин с длительным анамнезом НР, краевым блефаритом и выраженной ДМЖ.

Таким образом, выявлены следующие особенности офтальмологического статуса женщин с длительным ношением наращенных ресниц:

— наличие жалоб, характерных для синдрома сухого глаза и/или ДМЖ, причем выраженность жалоб и симптомов прямо зависит от длительности ношения наращенных ресниц, частоты процедур и степени поражения век;

— у всех женщин с длительным использованием НР отмечаются структурные и воспалительные изменения век, включая высокий процент развития заднего краевого блефарита (28,3 %);

— у 95 % отмечаются выраженные нарушения компрессионной пробы, что, наряду с жалобами и данными объективного обследования, позволяет диагностировать ДМЖ;

— у всех пациенток отмечены нарушения слезопродукции с превалированием повышенной испаряемости слезной пленки вследствие дефицита ее липидного компонента.

Изучение особенностей офтальмологического статуса пациенток с длительным ношением наращенных ресниц и выявленные изменения позволили нам разработать следующий алгоритм нормализации состояния век.

Поскольку основными факторами риска осложнений НР и главной причиной жалоб и симптомов оказались ДМЖ, ССГ с повышением испаряемости слезной пленки и краевой задний блефарит, то целесообразно применение комплексных средств, которые смогут действовать на основные звенья патогенеза всех этих патологий. С учетом возможного аллергического компонента в структуре осложнений НР предпочтение следует отдавать гипоаллергенным средствам. В данный момент в арсенале лечебных средств появились два продукта для гигиены и нормализации состояния век с многокомпонентым составом и комплексным действием — Блефаклин® и Теагель®. Оба они используются в качестве базисной терапии при ДМЖ, блефарите и при ССГ вследствие дефицита липидного слоя. Поскольку Теагель® является наиболее гипоаллергенным, рассчитан на 2 месяца применения и может легко наноситься щеточкой для ухода за ресницами, мы отдали предпочтение ему. Всем пациенткам была рекомендована ежедневная гигиена век с использованием Теагеля® — первый месяц 2 раза в день, затем 1 раз в день на ночь. Обязательным было прогревание век (40 °С — 10 мин) и удаление отделяемого с помощью Теагеля®, затем массаж либо самомассаж и обработка края век Теагелем® (включая область устьев мейбомиевых желез). Это способствовало опорожнению мейбомиевых желез и нормализации их функции, восстановлению липидного компонента слезной пленки, очищению кожи век, увлажнению и повышению эластичности и тургора век, улучшению кровообращения, что снижает уровень воспалительных и аллергических реакций. Также в комплексную терапию включали инстилляции слезозамещающих препаратов 2 раза в день. Использовали Теалоз® Дуо — комбинацию трегалозы и гиалуроната натрия без консерванта и фосфатов, что способствует длительному увлажнению, регенерации, восстановлению природного баланса слезы и целостности глазной поверхности. Свойства биопротекции и отсутствие риска повреждения эпителия очень важны для пациенток с НР, поскольку они имеют повышенный риск развития кератитов и кератопатий.

В комплексной терапии заднего краевого блефарита использовали курс местной антибиотикотерапии и тетрациклин перорально — 4 недели.

После проведенного трехмесячного курса еже–дневной гигиены век с Теагелем® (2 раза в день в течение 1 мес., затем 1 раз в день на ночь), применения препарата Теалоз® Дуо (2 раза в день в течение 1 мес., затем по потребности) у 56 пациенток отмечено значительное уменьшение количества жалоб (в среднем на 70 %); повышение субъективной комфортности (по ВАШ от 1 до 10 при первом визите в среднем 5,0 ± 0,6, после 3-месячного курса — 8,0 ± 0,6; p < 0,05); улучшение состояния век со значительным уменьшением толщины, отечности, отсутствием выраженной гипе–ремии век у всех пациенток; уменьшение числа пациенток с отделяемым либо чешуйками век (7,1 % против 46,6 % в начале обследования, p < 0,05); отсутствие видимой закупорки устьев мейбомиевых желез (0 против 30 %, p < 0,005). Диагноз заднего краевого блефарита был снят у всех пациенток (0 против 28,3 %, p < 0,005). Значительно улучшились данные компрессионной пробы (у 36 пациенток с 1-й степенью после использования Теагеля® в сочетании с массажем — переход в 0-ю степень). Улучшились показатели теста Ширмера и теста Ширмера II: прирост составил в среднем 5,5 мм на тесте Ширмера и 4,6 мм на тесте Ширмера II (p < 0,05). Выросли показатели времени разрыва слезной пленки (ВРСП) — в среднем на 10,8 с (p < 0,05), что может косвенно свидетельствовать о нормализации липидного слоя слезной пленки и функции мейбомиевых желез.

Данные результаты подтверждают высокую эффективность примененной схемы ведения пациенток с НР и позволяют разработать следующие рекомендации:

— обследование у офтальмолога перед процедурой НР для исключения синдрома сухого глаза, ДМЖ и наличия противопоказаний;

— контроль офтальмолога в процессе повторных процедур НР с использованием разработанного алгоритма по уходу за веками и передней поверхностью глаз;

— в случае возникновения жалоб — обращение к офтальмологу с целью оказания помощи.

ВЫВОДЫ

Таким образом, для пациенток с длительным и частым использованием наращенных ресниц характерны жалобы, присущие синдрому сухого глаза и/или дисфункции мейбомиевых желез; наличие структурных и воспалительных изменений век, включая высокий процент развития заднего краевого блефарита (28,3 %); нарушения слезопродукции с превалированием повышенной испаряемости слезной пленки вследствие дефицита ее липидного компонента (95 %).

Использование предложенного алгоритма ведения таких пациенток позволило уменьшить количество жалоб (в среднем на 70 %); повысить субъективную комфортность (8 ± 0,6; p < 0,05); улучшить состояние век со значительным уменьшением толщины и отечности в 46,6 % случаев; увеличить показатели тестов Ширмера и Ширмера II (прирост составил в среднем 5,5 мм на тесте Ширмера и 4,6 мм на тесте Ширмера II (p < 0,05)) и показателя ВРСП (в среднем на 10,8 с; p < 0,05).

Авторы: Веснина Н.А., Копань Л.В.  КУ «Криворожская городская больница № 9», г. Кривой Рог, Украина